Для чего нужна страховка?
Страховка — это определенные действия и правила для предотвращения травм и прохождения опасных участков.
Какой бывает страховка?
• Одновременная страховка -когда движется вся группа цепочкой связанные одной веревкой на определенном расстоянии, в зависимости от прохождения участка. Данная техника используется для прохождения ледника, несложным гребням, пологим склонам.
Все участники связки должны следить за своими товарищами, особенно за последним. При срыве одного из участников группы происходит задержка за счет других (Например, в случае движения связки из двух человек, при падении участника на одну из сторон гребня, второй участник должен намеренно упасть в противоположенную сторону, таким образом вы задержитесь на гребне).
• Попеременная страховка — это страховка движения одного человека. Когда второй человек или группа стоят на месте и осуществляют страховку первого через себя, рельеф, крюк и т.д. Попеременная страховка применяется, когда одновременная страховка не надежная. Применяется на наиболее сложных участках рельефа. При срыве первого, группа или второй человек удерживают идущего от дальнейшего падения. По переменная страховка может быть нижней или верхней: Нижняя страховка- во время движения с нижней страховкой, веревка проходит не через верхнюю точку а идет через точки страховки, продеваемые альпинистом в крепления (оттяжки). Точка страховки находится на уровне или ниже лезущего альпиниста.
Верхняя страховка - страховка, при которой веревка идет вверх от лезущего.
• Гимнастическая страховка — это самый простой способ страховки. Напарник лезущего страхует его своими руками и телом. Используется для коротких и не высоких участков, где нет возможности сделать страховку с помощью веревки.
• Самостраховка - прием для собственной безопасности придвижении по опасным участкам, а также обеспечение безопасности самого страхующего, обеспечивающего безопасность идущего по маршруту товарищу.
• Самозадержание — это экстренный прием для остановки себя самого от дальнейшего падения.
• Перильная страховка - это организация перелил с обеих сторон (вверх и низ). Передвижение по перилам осуществляется с помощью выстёгивания в перильную верёвку.
Элементы страховки
Страховочная цепь состоит из страхующего, самостраховки страхующего, страховочной станции, страхующего устройства, промежуточных точек, страховочной системы, карабинов и веревки.
Станции – это один из элементов организации страховки. С помощью распределения нагрузки между точками, установленными на рельефе.
Общие правила установки станции:
• Надежность (правильно и надежно установленные точки, верёвки, петли и т.д.)
• Распределение (нагрузка должна равномерно распределятся на все точки)
• Распределение рывка при падении
• Станции с углом между внешними ветвями более 90 градусов не обеспечивают правильной нагрузки на каждую из точек. При увеличении угла между ветвями нагрузка на точки возрастает.
Виды станций:
Фиксированная станция — это станция которая работает в одном направлении. Для установки данной станции необходимо понимать направление нагрузки. Фиксированная станция более-менее распределяет равномерно нагрузку на все точки, но в случае повреждения одной из точек, равномерность нагрузки нарушится. Станцию можно собирать на закладных элементах или на крючьях с помощью основной веревки, петель, корделет.
• Компенсационная станция - станция, в которой нагрузка на все точки системы распределяется равномерно. Чтобы выровнять нагрузку на точки в станции обычно используется скользящее перекрестье, когда одну сторону станционной петли перекрещивают и прищёлкивают карабин через получившуюся петельку и вторую, не перекрещённую часть стропы. Данную станции можно организовывать только на надежных точках.
Использование данной схемы опасно на закладных элементах. В случае повреждения одной точки, происходит большая нагрузка на остальные точки, что может привести к разрушению станции. Более ненадёжным вариантом будет компенсационная станция с узлом.
Ограничительные узлы обеспечивают станцию запасом прочности, оставляя некоторый диапазон для изменения направления нагрузки.
• Каскадные станции используются на разрушенном рельефе. В случае ненадежности точек их блокируют отдельной петлей.
• Станции на рельефе - необходимо проверить рельеф на прочность (например, скальный выступ) вам необходимо убедится, что скала стоит прочно!
• Станции на льду. Для организации станций на льду, в основном используют ледобуры. Так же станцию можно сделать с помощью «петли Абалакова».
Станция на льду должна быть не менее чем на двух ледобуров, так же необходимо учитывать качество льда.
Основные правила организации: желательно что бы станция была в стороне от лидирующего, хороший вариант для вкручивания ледобуров - монолитный лед. Желательно вкручивать бур под углом 90 градусов. Бур необходимо закручивать до ушка, не оставляя промежутка между льдом и ухом бура. Помните, что, работая на участках куда попадает солнце, у льда есть свойство таять.
Френды - это кулачковый закладной элемент с изменяемой геометрией. Используется для организации точек страховки в трещинах. Для использования френды необходимо потянуть за тросик, кулачки френда сожмутся и френда примет свой минимальный размер. После необходимо вставить френду в трещину. Нельзя вставлять френду в трещины, где кулачки раскрываются полностью или не раскрываются вовсе. Лучше всего они работают от десяти до пятидесяти процентов предела открытия.
Камалоты — это разновидность френдов со сдвоенными кулачками и считаются более надежными.
Закладки (стоперы) — это инструмент в виде усеченной пирамиды с четырёхсторонним основанием может устанавливаться внутрь трещины разными сторонами. Закладка очень просто устанавливается. Необходимо подобрать трещину, завести закладку подходящего размера и опустив в более узкую часть, заклинить ее.
Эксцентрики (гексы) — это закладки в виде формы призмы с шестью гранями. Такая форма позволяет закладывать инструмент в четырёх разных позициях.