Секция альпинизма Alpine Asia Team имени Геннадия Дурова

О восхождениях на пики Коммунизма и Корженевы летом 2015 года

09 Ноябрь, 2015

Автор: Александр Чечулин

Каждое лето спортсмены-старшеразрядники «Alpine Asia Team» берут отпуска на своих основных рабочих местах и едут «зимовать лето» в высокие горы. Казахстанские, киргизские и таджикские туристические операторские компании постоянно приглашают их работу в качестве либо гидов-проводников для своих клиентов, либо временных сотрудников, подготавливающих коммерческие маршруты на вершины свыше семи тысяч метров — пики Хан-Тенгри (7010 м), Победа (7439 м), Ленина (7134 м), Корженевской (7105 м), Коммунизма (7495 м).

Этим летом спортсмены поехали на Памир: Мурат Отепбаев и Юлия Аргунова - для восхождения на вершину, Элизабет Тейш - для участия в скоростном восхождении «Lenin Race Vertical Skymarathon», Борис Дедешко и Никита Симонов - работать гидами в Кыргызстан на пик Ленина, а Андрей Корнеев и Александр Чечулин - в Таджикистан, работать на склонах пиков Корженевской и Коммунизма.

Для справки:

Памир – горная система, большая часть которой находится на северо-востоке Республики Таджикистан, а так же на юге Кыргызской Республики, в Китае, Афганистане и Индии.

Памир в переводе с фарси означает «Крыша Мира» («Па-ми-ихр»). Эти величественные горы, действительно касаются самого неба. Это тот самый узел, от которого расходятся в разные стороны самые высокие в мире горные системы, включая Каракорум и Гималаи на юге, Гиндукуш на западе, и Тянь-Шань на северо-востоке.

Памир - традиционный регион туризма и высотного альпинизма. Здесь величественно взмывают в небо три памирских семитысячника: пик Исмоила Сомони (Коммунизма, высшая точка бывшего СССР),  пик Евгении Корженевской и пик Ленина (Абу Али ибн Сины). Они пользуются большой популярностью у альпинистов всего мира.

(http://www.advantour.com/rus/tajikistan/mountains/pamir.htm)

На пик Исмоила Сомони проложено более двадцати маршрутов различной категории сложности. Классический маршрут восхождения начинается с поляны Москвина и проходит по ребру Бородкина. 

Фото 1. Маршрут на пик Исмоила Сомони (пик Коммунизма, 7495 м) по ребру Бородкина

Андрей Корнеев и Александр Чечулин подготовили маршрут для совершения восхождений, обновив или заново навесив специальные веревки для обеспечения страховки альпинистов в трудных или опасных местах и сводили клиентов из Польши на акклиматизацию к высоте.

После короткого отдыха и участия в спасательной операции Андрей Корнеев продолжил работу на пике Исмоила Сомони и 14 августа взошел на его вершину.

Фото 2. А.Корнеев на связи с базовым лагерем с вершины пика Исмоила Сомони

Александр Чечулин в это время продолжил работу с польскими альпинистами и они в альпийском стиле (без возвращения в базовый лагерь) 19 августа совершили восхождение на пик Корженевской по Южному ребру (маршрут В.Цетлина) вместе с догнавшим их Андреем Корнеевым.

Фото 3. Маршрут по Южному ребру на пик Корженевской

 

Фото 4. На вершине пика Корженевской Лукаш Борковски (слева) и А.Чечулин (справа)

 

Фото 5.  А.Корнеев на вершине пика Корженевской

 

Для справки:

В 1965 году Тамара Николаевна Постникова из секции «Буревестник» КазГУ стала первой в истории женщиной, поднявшейся на вершину пика Евгении Корженевской (вместе с экспедицией Туркестанского военного округа). Восхождением руководил легендарный Валерий Иосифович Рацек. Кроме альпинистов Туркестанского ВО, в походе участвовали Алексей Марьяшев, Владимир Запека, Алексей Топорков и Виктор Попов.

(http://mountain.kz/ru/publications/814/zhenshchina-i-gory)

В итоге в прошедшем сезоне из базового лагеря на поляне Москвина из 70 альпинистов из двенадцати  стран 54 человека взошли на вершину пика Корженевской и 22 человека взошли на вершину пика Исмоила Сомони, причем 12 из них взошли на обе вершины.

Не обошлось и без проблем. В очередной, уже четвертый раз за пять лет, принимающая компания не смогла обеспечить своевременную вертолетную доставку клиентов и сотрудников из поселка Джиргаталь в базовый лагерь и начать сезон в соответствии с опубликованным расписанием. На этот раз задержка вылетов составила почти рекордные 9 дней. Всем клиентам пришлось по несколько раз пересматривать свои планы-графики восхождений. Если к этому добавить досрочное завершение сезона из-за предположительного ухудшения погоды и возможную занятость вертолета на других работах, становится понятно, почему более 80% альпинистов, планировавших взойти на обе вершины, так и не смогли реализовать свои мечты.

К сожалению не менее 90% ожидающих вылеты в базовый лагерь приобрели острую диарею. Несколько человек получили ожоги кожи различной степени тяжести во время тренировочных прогулок от соприкосновения с фототоксичным растением — борщевиком, в изобилии растущем на склонах ближайших предгорий. Некоторых пострадавших пришлось отправить в больницу для получения экстренной помощи.

Фото 6. Вид на поселок городского типа Джиргаталь

 

Руководство компании «Pamir Peaks» совершило ошибку, пригласив на работу всего 6 гидов, которые должны были установить для клиентов палатки, отремонтировать стационарные домики, в кратчайшие сроки одновременно подготовить маршруты на пики Корженевской и Сомони, заменив или заново навесив страховочные веревки, а также проводить в случае необходимости поисковые и спасательные работы.

Экстренные чрезвычайные ситуации, требующие помощи спасателей, возникали на высотах от 5000 до почти 7000 метров.

Фото 7. Спасательные работы на пике Исмоила Сомони (Коммунизма)

 

Все альпинисты на время экспедиции заранее приобретают и имеют страховые полисы, включающие в себя как медицинскую страховку, так и покрытие транспортных эвакуационных расходов с использованием вертолета. Но во всех случаях, требующих эвакуации, вертолет садился только в базовом лагере. Например, дважды приходилось терять многие часы драгоценного времени на транспортировку пострадавших в базовый лагерь из под пика Коммунизма по леднику Вальтера и его моренам. На вертолете можно за 2 минуты доставить нуждающихся с имеющейся на высоте 4500 м на морене подготовленной вертолетной площадки. Полученные от начальника базового лагеря  объяснения, что пилоты вертолета не имеют лицензии на посадку на 200-300 м выше базового лагеря на посадочную площадку не хуже, чем в базе, вызывают недоумение. Реальнее второе объяснение того же начальника лагеря, что пилоты опасаются потерять в горах еще один вертолет, как это было когда-то где-то ранее.

Не смотря ни на что, мы рады, что сезон принес и много радости — от новых знакомств с прекрасными людьми из разных стран, объединенных любовью к высоким горам, взаимным уважением и готовностью прийти на выручку в любой момент!